Генри Форд

Генри Форд не изобрел автомобиль, но он мастерски разработал методы, которые сделали возможным массовое производство автомобилей. Он, пожалуй, человек, наиболее ответственный за запуск «автомобильной культуры» в Соединенных Штатах.

Форд родился в Дирборне, штат Мичиган, в семье ирландских иммигрантов, бежавших от картофельного голода в 1840-х годах. В детстве Форд восемь лет посещал однокомнатную школу и помогал отцу работать на семейной ферме. В возрасте 16 лет трудолюбивый Форд пешком отправился в Детройт, чтобы найти работу в своих механических мастерских. Именно в этих цехах он впервые соприкоснулся с двигателем внутреннего сгорания. В двигателях внутреннего сгорания двигатель вырабатывает мощность, всасывая смесь бензина и воздуха и воспламеняя ее искрой. Сила этого взрыва обеспечивает энергию для управления транспортным средством или другой машиной.

Форд женился на Кларе Брайант в 1888 году и пять лет спустя приветствовал их единственного ребенка, сына Эдселя. В 1891 году Форд стал инженером в Edison Illuminating Company в Детройте. Всего через пару лет его повысили до главного инженера. Это продвижение дало ему достаточно времени и денег, чтобы провести собственные эксперименты с двигателями внутреннего сгорания. К концу 1893 года он построил свой первый рабочий бензиновый двигатель. Три года спустя он построил свою первую безлошадную карету, квадрицикл. Это был четырехсильный автомобиль с шасси рамы багги, установленной на четырех велосипедных шинах.

Форд мечтал о производстве автомобилей, но его первые две попытки создать компанию потерпели неудачу. Финансовые покровители оказали на него давление, чтобы он выпустил легковой автомобиль, но Форд настоял на том, чтобы подождать. Наконец, в 1903 году Форд был готов выпустить на рынок автомобиль. Ford Motor Company была зарегистрирована всего на 28 000 долларов наличными, вложенными обычными гражданами, потому что Ford уже противостоял самым богатым людям в Детройте.

Идея Форда о массовом производстве автомобиля, достаточно доступного для среднего рабочего, встретила сопротивление со стороны автомобильной промышленности. Тем не менее, Форд придерживался своей цели, начав производство Model T в 1908 году. Он постепенно адаптировал производственную линию, и в 1913 году на его заводе была установлена первая движущаяся сборочная линия, что позволило увеличить производство. Спрос на доступный автомобиль резко вырос; к 1927 году было продано пятнадцать миллионов, и Ford стал ведущим производителем автомобилей в стране. В дополнение к движущемуся сборочному конвейеру Форд произвел революцию в автомобильной промышленности, увеличив заработную плату и сократив часы работы своих сотрудников. В эпоху Model T Форд выкупил своих акционеров, чтобы иметь полный финансовый контроль над теперь уже огромной корпорацией. Он продолжал вводить новшества, но конкуренты, становясь все более мощными, хотя и меньшими по количеству, начали сокращать долю рынка Ford.

Беспрецедентный масштаб успеха его конкурента вместе с абсолютным контролем Форда над фирмой подготовили почву для упадка. Доверяя тому, что, по его мнению, было безошибочным рыночным инстинктом, Форд отказался следовать за другими производителями автомобилей, предлагая инновационные функции. Когда он, наконец, убедился, что рынок изменился и требует большего, чем чисто утилитарное транспортное средство, он закрыл свои заводы на пять месяцев для переоснащения. В декабре 1927 года он представил модель А. Новая модель пользовалась солидным, но не впечатляющим успехом. Упрямство Форда стоило ему лидирующей позиции в отрасли: Model A была продана Chevrolet General Motors и Plymouth Chrysler и была снята с производства в 1931 году.

Подобная картина негибкости и упрямства была отмечена и отношением Форда к своим рабочим. День в 5 долларов, который привлек к нему столько внимания в 1914 году, был достигнут ценой индивидуализма и независимости рабочих. Более того, это не было гарантией на будущее. В 1929 году Форд ввел 7 долларов в день, но в 1932 году, в рамках фискальной строгости, вызванной падением продаж и Великой депрессией, она была снижена до 4 долларов, что ниже стандартной заработной платы в отрасли. Форд использовал полицию компании, рабочих шпионов и насилие в длительных усилиях по предотвращению объединения в профсоюзы. Он продолжал делать это даже после того, как General Motors и Chrysler пришли к соглашению с United Automobile Workers. Когда в 1941 году UAW наконец удалось организовать рабочих Ford, он подумывал о закрытии, прежде чем его убедили подписать профсоюзный договор.

Генри Форд был своеобразной и сложной личностью. Вдали от цеха он проявлял различные энтузиазмы и предрассудки. Его изречение о том, что «история более или менее чушь», было широко известно. Одним из самых известных действий Форда был его фрахтование океанского лайнера, чтобы провести себя и партию пацифистов в Европу в ноябре 1915 года в попытке положить конец войне посредством «постоянного посредничества». Так называемый эпизод с «Кораблем мира» был широко высмеян. В 1918 году при поддержке президента Вудро Вильсона Форд баллотировался в Сенат США. Он потерпел поражение после кампании личных нападок со стороны своего оппонента и больше никогда не баллотировался на пост президента. Также в 1918 году Форд купил газету The Dearborn Independent и использовал ее для публикации серии антисемитских нападений. В 1927 году он официально отказался от своих нападок и продал газету. Он выражал восхищение Адольфом Гитлером в 1930-х годах.

С другой стороны, Генри Форд также был признан за несколько гражданских вкладов: он основал небольшие деревенские фабрики; построил однокомнатные школы, в которых особое внимание уделялось профессионально-техническому обучению; экспериментировал с соевыми бобами для производства продуктов питания и товаров длительного пользования; спонсировал еженедельный радиочас, на котором «простым людям» читались причудливые эссе; и построил Гринфилд-Виллидж, отреставрированный сельский городок. Он также построил то, что позже было названо Музеем Генри Форда, и наполнил его американскими артефактами и антиквариатом эпохи своей юности. В 1920-х годах Форд решил перенести в музей фабрику изобретений своего героя и друга Томаса Эдисона в Менло-Парке. Он и Эдисон отправились в Нью-Джерси, чтобы восстановить здания, но обнаружили, что большинство из них были снесены или находятся в аварийном состоянии. Затем Форд приказал своим сотрудникам реконструировать здания Менло-Парка по фотографиям и нескольким сохранившимся оригинальным материалам. Сегодня в музее Генри Форда и деревне Гринфилд хранится обширная коллекция артефактов Эдисона.

После его смерти акции Форда перешли в Фонд Форда, который был создан в 1936 году как средство сохранения семейного контроля над фирмой. Впоследствии Фонд Форда стал одним из самых богатых частных фондов в мире.

Что такое дивиденды на фондовом рынке и как они работают?

Что такое ИНВЕСТОР? Значение, портфолио и работа

Что такое индекс S&P 500

Что такое индекс? Примеры, как это используется и как инвестировать

Что такое кит на фондовом рынке?

 

Яндекс.Метрика